О стоимости услуг по изготовлению открыток, о цене ручного труда и о расчётах.

И снова я возвращаюсь к этой теме.

Дорогие мои Почтенные Читатели. Я устала от заказов. Пора остановиться ☺. 

Хочу более подробно поговорить на тему цен, которые, откровенно говоря, поражают. 

Но обо всём по порядку. Сегодня первая часть Мерлезонского балета - расчёт стоимости изделия ручной работы. Далее я расскажу о "свадебно-скраповом бизнесе", выручке и ценах, а также поразмышляю о том, можно ли сделать из хобби бизнес.

I. 
Есть понятие - окупаемое хобби. Занимаешься себе наилюбимейшим делом, работы дарятся, потом начинают копиться, и вдруг задумываешься, не пора ли немного окупить расходы. Поэтому начинаешь продавать работы, цену рассчитываешь, учитывая  стоимость расходных материалов и материально-техническую базу (ведь инструменты стоят немалых денег и к тому же имеют свойство изнашиваться (для кого-то, судя по ценам, которые мы встречаем в сети, здесь откроется истина)), а также транспортные и почтовые расходы. 
  Но больше всего в данном пункте важен вопрос, за сколько  ты готов продать свой труд, который для тебя в большей степени не труд, а хобби, ведь ты в любом случае сделал бы эту работу без мысли о продаже. Поэтому часто исходишь из логики - лучше продать "за 3" и иметь эти "три", чем вовсе не продать. Оцениваешь взглядом работу и думаешь, за сколько бы это купили наверняка, есть ли причина у потенциального покупателя купить её, а если есть - будет ли желание? Ведь люди с деньгами просто так не расстаются, должна быть мотивация. И тут решение каждого мастера - личное - удешевить понятие ручного труда, сравнять его с массовым товаром и иметь свои "три" или же держать марку - "быть гордым, но бедным".

Совершенно по-другому обстоит дело, когда выполняешь работу на заказ.
Во-первых, обращаются к тебе клиенты потому, что ценят именно ручной труд. Им не просто нужен какой-то предмет, будь то альбом, открытка, игрушка, шкатулка... Согласитесь, всё это можно купить и без нас, причём в любой ценовой категории, рынок сейчас очень богатый, на любой вкус и кошелёк. К нам же приходят именно за ручной работой, за эксклюзивом, и забегу вперёд - именно за нашими умениями и возможностями. Клиент делает заказ на оригинальную рукотворную работу не для того, чтобы потом её спрятать в шкаф, он хочет радоваться ей сам и произвести впечатление на других (независимо от того, заказывается продукт для себя или в подарок).   

          А что больше приносит радость? 

                                   Чем человек любит хвастать?..

                                                                 Правильно. 
                                                                                           (Точно не дешёвкой!)

     Как оценить изготовление продукта по индивидуальному заказу? Что необходимо учесть?
   Согласитесь, состав цены определяется полной себестоимостью продукта и (+) прибылью, на которую вы рассчитываете. 0, 1, 5 или 50 руб - личное дело каждого...
      Что входит в себестоимость.
♪ Стоимость материалов. Об этом не забывает никто. Но это лишь малая часть.
♪ Трудозатраты. Это не просто наш труд, умения и навыки, которые мы приобретали. Это наше, ваше, время. А время - деньги! Время, которое можно было потратить на себя любимого (на здоровье, красоту, развитие). И тут внимание - время, которое можно подарить близким, своей половинке, детям, любимым. Если у нас есть работа, значит, мы отнимаем у себя и близких своё личное время. 
Кстати, сколько стоит час нашей официальной работы? Сопоставим. 
Что? Таковой нет? Хорошо. Тогда какой минимум мы хотели бы зарабатывать в месяц? А сколько таких индивидуальных (неодинаковых) продуктов мы могли бы сотворить за месяц? С учётом времени на продумывание проекта, на поиск материалов, на приобретение этих материалов... Также необходимо учесть время на общение с клиентом, обговаривание деталей. Многоточие для размышлений и подсчётов... Трудозатраты составляют не менее 70 % от стоимости материалов. (Они могут составлять 200, 300 и более %)
♪ Материально-техническая часть. Стоимость оборудования и инструментов и их амортизация (износ, необходимость издержек, связанных с возможным ремонтом или заменой).
♪ Расходы на транспорт. Мы тратим время и деньги на транспорт, отправляясь за покупкой материалов, а иногда на встречу с клиентом.
♪ Необходимо принимать во внимание время, потраченное на приобретение навыков и умений, т.е. своё мастерство. Также надлежит учитывать стоимость обучения. Другими словами, необходимо ценить свою квалификацию, ведь мы не просто продаём свой труд, мы продаём своё мастерство.
Любая дама сможет, к примеру, снять пыль с мебели. Но одна предпочтёт за такой труд заплатить домработнице, а другая с лёгкостью это сделает сама. Это чистая продажа труда. Но совсем другое дело, когда люди нанимают профессионалов, им платят не просто за труд, но и за их квалификацию, профессионализм, и чем они выше, тем дороже. Искусный художник, скульптор, фотограф или кондитер продают в большей степени свой профессионализм и талант. Лично мой внутренний девиз звучит так: "Дорого? Всегда есть выбор. Делайте это сами, бесплатно".
Это основное. ♪ Стоит также заложить в себестоимость возможный брак в работе (порча материалов, заготовки и т. д.), а также индивидуальные расходы, например, почтовые (доставка заказов в интернет-магазинах), электричество и пр. 
Прибыль. 
Здесь уже каждый из нас волен устанавливать свои правила. Если мы чувствуем себя и работодателем, и работником, нам хочется иметь хоть какое-нибудь вознаграждение как работодателю - ведь мы как минимум нашли клиента. Прибыль может составлять как 1% от себестоимости ,так и 10, и 15%.
А уж если мы искали клиента целенаправленно, то и эти издержки сил и времени должны были войти в статью трудовых затрат (время и силы на ведение сайта, оплата объявления, сайта или ролика, участие в ярмарках и выставках и т.д.) 
Если же мы рады быть работником, и для нас составляет радость даже сам факт наличия заказа, работы, то прибыль нам может быть и не нужна. Нам заплатили за наш труд и умения, и мы рады. (Так делаю я).

Личный пример. 
Мне заказывают, к примеру этот, поздравительный свиток.
Стоимость бумаги, которая будет израсходована для этого свитка - 40 руб. (это стоимость материалов)
Но чтобы сделать такой свиток, необходимо заказать эту бумагу и съездить за заказом. На это у меня уйдёт минимум час. Также транспорт стоит денег. Конечно, ради одного свитка, я навряд ли поеду за бумагой, скорее, я предложу тот материал, который уже закуплен, либо я вкупе закуплю бумагу на будущее, но это тоже расходы, причём неизвестно, оправдают ли они себя. Также я могу испортить какое-то количество или часть бумаги, например, зажуёт принтер, неправильно пойдёт резак или просто помну в дороге. В связи со всем вышесказанным я закладываю в цену ещё 100 руб. (Закупка - это работа и время)
В работе я использовала хороший компьютер с отличным программным обеспечением, которое требует вложений, резак со сменными лезвиями, которые быстро выходят из строя и стоят недёшево, принтер с дорогостоящей краской, машинка Биг шот, фигурный панч. Пусть в данном случае эта часть составит минимум, 25 руб. Если, например, в ход идут вырубные ножи, процент возрастает. 
Трудозатраты. Дизайн свитка уже придуман, и мне нужно лишь воспроизвести его в новой версии? Или же мне необходимо продумать общую концепцию поздравления, придумать что-то новенькое, поразмышлять о композиции, подобрать цвета, проверить сочетаемость приложив то цветочек, то бусинку?.. Дизайн несложный, на продумывание ушло немного времени, отлично, прибавляю некий процент. Пусть будет 30 руб. за идею, креатив, воплощение пожеланий заказчика и эксклюзив.
Я обязательно беру в расчёт количество выполняемых мною манипуляций. Особенно это следует учитывать, когда требуется кропотливость. И Время. На разработку макета, печать, скручивание-склеивание и вырезание ушло 4 часа. Но я могла бы это сделать и за пару часов. А те 2 лишние часа, которые мне пришлось потратить - это мои личные проблемы. Например, я могла воспользоваться имеющейся рамочкой, но мне захотелось придумать новую... Я сознательно дарю эти 2 часа ради того результата, который бы удовлетворял в первую очередь меня. Каждая манипуляция равна какому-то минимальному количеству времени, именно это я и учитываю. А если, к примеру, я инвалид, и у меня уходит времени больше, заказчик в этом не виноват и платить за это не должен. И наоборот, к примеру, я - искусный опытнейший мастер, который может работать с необычайной скоростью. Но это мой личный талант. Думаю, ход мыслей понятен. Расчёты производятся по среднему специалисту.
Здесь я немного отступлю, чтобы нам задаться вопросом "А сколько стоит наш час"?  
Здесь можно думать в разных направлениях. Это хобби, но вы также принимаете заказы - одно, вы имеете поточные заказы - несколько другое. В последнем случае в расчёт берутся простои, и многое другое, об этом я буду говорить во второй части.
Пойдём сейчас по самому простому пути. Предположим, в неделю я могла бы выполнить 2 индивидуальных заказа подобного объёма работ, средний специалист - 5 заказов. Возьму среднее значение - 4 заказа. Минимальная сумма месячной оплаты, за которую я согласилась бы упорно работать, к примеру, составляет 10 тыс. руб. 10000:4 недели=2500 руб. в неделю.
По ТК  продолжительность рабочей недели не может превышать 40 часов.
2500: 40=62 руб. 50 коп. Итак, получилось, что час моего труда стоит всего 60 руб. Здесь стоит подумать. Действительно ли я готова отдать час своего времени другому, постороннему человеку, за 60 руб.  Готова ли я так себя оценить? Или же я отдам этот час ребёнку, возможно, я готова сама заплатить гораздо большую сумму, чтобы провести время с ребёнком, или, к примеру, за каким-то более важным или интересным делом. Нет? Значит, сумма месячного заработка мной занижена. Мой час не стоит меньше 100 руб.! 
Ну а если меня всё устраивает, и я себя именно так и оцениваю, то произвожу тогда дальнейшие расчёты исходя из полученной суммы. Так как средний специалист может выполнить 5 совершенно различных заказов с подобным объёмом труда в неделю, я 40 часов делю на 5. 40:5=8 часов. (На выполнение одного заказа (изделия) в среднем уходит 8 часов) 8•60=480 руб. Это значение - лишь оплата за наш труд и время, которое идёт на подобный заказ. А ещё сколько всего надо прибавить... Много, да? Вот так. А в бизнесе просчитывается ещё и простой, ведь существовать надо вне зависимости от наличия заказов, и отчисления на больничный и отпуск, и время на повышение квалификации, обучение, и на рекламу... Вычисления гораздо серьёзнее, если важна рентабельность. На подобной ручной работе бизнес не сделаешь☺. Хотя многие считают иначе.
Вернёмся к нашим баранам. Вернее, к подсчётам по несколько другой схеме. Итак, я приняла за время своей работы над свитком 2 часа. + 0,5ч. на переговоры и встречу с клиентом. Выяснив( ☺ и убедив себя), что час моей !кропотливой работы стоит 60 руб.(ужас!), я умножаю 60 на 2,5. Получаю 150 руб. Т.к. я в данном конкретном случае назначила ничтожную цену своему времени, за кропотливость и навыки добавляю (опять же условный минимум) 50 руб.
40 + 100 + 25 + 30 + 150+ 50 = 395 руб. Также я пришла к выводу, что необходимо учитывать свои энергетические затраты на общение с клиентами. Порой уходит столько сил и нервов, что никаких денег не надо. Поэтому округлим, допустим, до 400 руб. Либо сделаем себе приятное и назовём эти 5 руб. прибылью (☺). Ведь мы всегда рады обманываться. 
    А если бы вместо 150 я взяла бы 480
Вывод. 1). Я никогда бы не взяла заказ на сумму, меньшую 500-та руб., и взяла бы его лишь в том случае, если бы была свободна как ветер и мыкалась из угла в угол, не зная, куда себя деть. (В моём случае такого не бывает)  2). Пример показывает, что данная работа не просто не приносит доход, она - совершенно убыточная. Всё-то я сглаживала да приуменьшала (если вы заметили), а некоторые аспекты вообще не брала во внимание. Такая временная халтурка... вохоточку, дабы потешить себя (свою самооценку по самореализации), хобби, малую часть расходов на которое я решила возместить подобным образом. 3). Подобное хобби не окупается денежными средствами, львиная доля расходов покрывается за счёт другого материального эквивалента  - нашего труда и времени. Но это наш выбор. Ведь мы можем и не быть рабами своего хобби, если у нас достаточно средств, чтобы себя баловать недешёвым хобби, у кого-то  -наследство, у кого-то - другой хороший источник доходов.

Но вот готовые работы, сделанные для души, моей души, я готова впоследствии продать, естественно, за  символическую плату, ну что они будут лежать без дела, но совсем за бесценок, честно говоря, не отдам, лучше подарю, что чаще всего и бывает.

На этом первая часть моей пламенной речи закончена. В следующий раз я поразмышляю уже не о хобби, не о "заработке" на хобби, а именно о бизнесе. Также расскажу о том, почему решила остановится (с чего и начала я весь этот разговор).
На первый взгляд вам может показаться здесь всё мудрёным, но если не просто читать, а вникать и обдумывать на своём каком-то примере, то всё просто на самом деле ☺. Где-то в сети я как-то видела блокнот для расчётов по скраповому "бизнесу" для мастерицы. Так там всего 3 колонки. Первая - что бы вы думали? - да, стоимость материалов, вторая - за сколько продана работа, третья (последняя) называется ПРИБЫЛЬ - второе минус первое равно третье. Здорово, по-моему, что кто-то реально считает, что это зовётся прибылью. Интересно - кто-нибудь ходит на наймработу работать бесплатно? Ведь по этой логике, эти кто-нибудь на этой самой работе не должны получать денежные средства за свой труд .

                            Время - бесценно. 

                                                                    И нет ничего на свете дешевле денег.


Рубрика МЫСЛИ ВСЛУХ

Таблица к этой же теме здесь.

17 комментариев :

  1. с удовольствием почитала:) на днях, после очередной покупки штампиков подумала, что средств, потраченных на скрап богатства с лихвой хватило бы уже на десяток альбомов от лучших мастериц, может и не на один... но удовольствие! Восхищаюсь девочками зарабатывающими этим ремеслом

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Навряд ли они действительно зарабатывают, если не имеют своего магазина, если активно дают мастер-классы, то скорее всего лишь покрывают расходы, и то под вопросом. Ну а те, кто хочет заработать, открывают интернет-магазины, привлекают в блоги клиентов. Это целая индустрия. Надо вызвать желание заниматься хобби, ну и как следствие вкладывать в это средства, чтобы у продавцов и производителей бизнес шёл полным ходом.

      Удалить
  2. Спсибо за статью!Очень полезно для размышления.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Ольга, мне приятно, что статья может быть полезной кому-то ☺.

      Удалить
  3. Давно и упорно думаю о цене и стоимости. В результате осталась работать на основном месте (тоже зарплата смешная) с постоянным окладом, а работы-хобби.... Убедила себя, что это для души, помогает поднять настроение и пр. Не оправдает вложения ни одна продажа. Доход можно получить только от магазина. Даже мастер-классы становятся доходными только после 4-го проведения, посчитала дизайнер-профессионал.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Совершенно верно, об этом я и хочу поразмышлять во второй части.

      Удалить
  4. Делаете то, что вы думаете лучшая и делает вас счастливым Альбина.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Sue, my dear! For me always your words of encouragement and your wishes as a balm for the heart. Thank you dear!

      Удалить
  5. Я жутко расстраивалась, когда хобби-изделия не очень успешно продавались. У меня даже в блоге есть несколько вопросов к моим читателям по этому поводу!) Прочитала все... у меня схема похожая, но вот я никогда не расписывала в уме что столько на транспорт, столько на форс-мажор... Только цена материалов и заработок)) Час своего труда я оцениваю в 8 гривен... это равно 1 доллару. Прочитала в инете, что это самая минимальная стоимость труда в мире)) С нетерпением жду вторую часть про бизнес.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. 1 доллар - это очень мало, к сожалению. А чтобы не расстраиваться, я так для себя это поняла, ни в коем случае нельзя смотреть на хобби с точки зрения доходности, по крайней мере о, что касается открыток, альбомов, свадебных аксессуаров. Только если делать целый интернет-магазин, обслуживающий не один регион и с различными позициями. А так - это лишь для души, для какой-то самореализации и только. Очень много разочарований в связи с этим. Те, кто начинают заниматься хобби, думая, что на этом можно заработать, увы, по статистике, держатся в среднем до 3 лет, максимум 5, самые стойкие, не более, потом остывают, прикрывают всё.

      Удалить
  6. Спасибо за статью. Было интересно почитать...
    Появилась масса тем для размышления: например, перед тем, как делать тот или иной заказ, невольно смотришь цены на аналогичные вещи на той же ЯМе. Удивляешься самоуверенности некоторых мастериц, которые за откровенную халтуру просят не реальные деньги - там и 400 и 500% за работу от стоимости материала.
    А еще иногда не хочется терять заказ, именно из "спортивного интереса", потому что это ХОББИ изначально. И приходится занижать цену, чтоб не потерять клиента и отбиться по материалам.
    Мне кажется, что все-таки, начиная с того момента, как появляется мысль "найти клиента" и "заработать бабла", нужно забывать слово ХОББИ, иначе не будет ни удовлетворения от процесса, ни хорошего заработка. Должно на замену прийти понятие "любимое дело". И от этого уже плясать, поворачивая мозги в нужную сторону.
    Или заниматься хобби, не париться по поводу денег и эпизодически, дабы отбить материал и успокоить мужа, продавать свои шедевры друзьям друзей и знакомым))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. По логике если, то сканировать рынок, вернее, цены, на подобные изделия необходимо лишь для того, чтобы выяснить, какую цену установить в плане прибыли, но нельзя же ставить цену ниже себестоимости. Но так как, действительно, многие среди скрапмастериц просто хотят получить клиента и заработать хотя бы копеечку, цены ничножно малы. Я, наоборот, удивляюсь очень низким ценам на Ярмарке. Работа запросто может быть выше и 400, и 500% от стоимости материалов. Главное - сколько этой самой работы, если её много, отсюда и берутся эти проценты. Поэтому я и пишу, что если мы просто занимаемся хобби, и нам хочется хоть что-нибудь продать, мы можем цену назначить на готовую работу гораздо ниже, чем оно того стоит, но вот заказ брать за сильно заниженную цену я могу лишь в случае, если мне самой очень интересен проект, я сама очень хочу сделать это хоть за бесплатно. Ну или у некоторых бывают случаи работы на свой престиж, например, изготовить что-либо известным людям, а затем пиарить себя, ведь ты чего-то стоишь, если к тебе обращаются такие люди. Ведь ПИАР тоже стоит вложений. А бабла точно не заработаешь )) Насчёт самоуверенности поэтому соглашусь, если продаваемые работы не представляют из себя никакого интереса, сделаны топорно или безвкусно, тогда, действительно, смешно видеть на них хорошие цены, если слово "халтура" означает в данном случае не малообъёмный труд, а плохой результат.

      Удалить
    2. Про пиар или интерес к работе я согласна на 100%))
      А "халтура" - я имею ввиду условно две бумажки, три цветочка с бантиком, названные ОТКРЫТКА и продающиеся за 700р)) Т.е. минимум материалов, минимум интеллектуального труда.
      В конце прошлого года у нас с семьей была фотосессия. Нам предложили купить "АЛЬБОМ РУЧНОЙ РАБОТЫ" для фото с фотосессии.
      Я сначала было отказалась, но потом решила глянуть. Вдруг чего интересного для себя замечу))
      Я увидела 6 страниц на кольцах, с листами из БоБанни довольно-таки древней коллекции. Листы были просто наклеены на основу из картона. Ни о какой многослойности не могло быть и речи - тупо один лист на одну картонку. Из декора - буквально по одной-две наклеечки на листик. Этот шедевр стоил 4500 рублей. А, забыла формат - 20х20 примерно
      Себестоимость - БоБанни, ну пусть 1/2 набора на распродаже... ну 300 р., набор наклеек - не знаю я производителя, не видела я таких ни в этом году, ни в прошлом... ну пусть, как прима - 250р, кольца - ну 20р от силы, картон на основу - не ковыряла, пусть будет пивной - сколько? ну рублей 60 на все про все.
      Клей еще со скотчем - на них рублей 200. Итого по максималке не дотянули до тысячи по материалам. Все остальное - ручной труд, закупка материалов, катание по магазинам, кликанье мышкой и т.д и т.п.
      Ну максимум на такой шедевр можно потратить 2 часа личного времени между варкой супа и игрой в кубики с ребенком. Мне было бы стыдно накручивать 3 конца на такое.
      Это я все к тому, что иной раз реально не понимаешь, как люди оценивают свое время, продавая творения. Для новичков в сфере фриланса - а я бы приравняла скрапбукеров, продающих свои работы к фрилансерам, проблема в основном только в расчете стоимости своего времени.
      Жаль, что нет кодекса фрилансера-скрапбукера, который бы регламентировал эту самую стоимость)))
      Если можно ,я еще один пример приведу, который заставил меня сильно поломать голову над стоимостью - мне сделала заказ заведующая нашим детским садиком. Заказ на мини-альбомы для коллектива в подарок. Я выбрала формат 15х18, придумала сама конструкцию (на 100% считаю это своей идеей). Сделала один пробный альбом на утверждение. У меня себестоимость по материалам вышла на 450р. Работы, по сути, на 1 день. Но это, когда идешь уже по определенному плану. А план еще составить надо. Я поставила стоимость альбомов по 600р за штуку.
      Потом, я конечно, поняла, что надо было минимум 1000р ставить. Но при этом не факт, что заведующая пошла бы на такой заказ.
      27 альбомов по 1000р, - это 27000. А средняя зарплата воспитателя садика ниже этих 27 тысяч.
      Да, я угробила месяц своей вечерней жизни - это стоит дорого. Но с другой стороны, сделав 27 альбомов я получила 27 потенциальных клиентов. Которым я могу предложить уже полноценные альбомы по другой цене. Ну и бесценный опыт, конечно)))
      Кстати, одну открыточку я уже продала "туда")))
      В общем, Альбиночка, прости за "многобукв" - это я все к тому, что, имея дело с живыми людьми, надо подходить к каждому индивидуально)) А ставить безликий альбом, сделанный для образного покупателя, на ЯМе за 10 000 и дороже только потому, что ты считаешь себя крутой теткой - это странновато))
      Нужен кодекс продающего скрапбукера)))

      Удалить
    3. )))
      Тут палка о двух концах. Занижая сильно цену, приходит усталость и разочарование, рано или поздно приходишь все-таки к выводу, что сбавлять надо тоже до определённого предела, если хочешь и дальше любить дело, приниматься за творчество с удовольствием, чтобы труд приносил удовлетворение, а не опустошённость. Если приносит удовольствие и удовлетворение, значит, всё отлично. Кто-то согласен определённую работу сделать за 100 руб, кто-то за 700. Если кто завышает, так это вовсе не мешает тем, кто готов выполнять похожее за меньшее вознаграждение, даже наоборот, только в пользу. Есть даже такая фишка в бизнесе - выставлять нечто схожее за очень высокую цену. Люди видят, ахают, видят похожее, но дешевле, и срабатывает психологический инстинкт (назову это так ☺) - они покупают то, что подешевле даже в том случае, если не планировали покупку или сомневались. Так что пусть они продают за сколько хотят. Радоваться надо. А вот когда по заниженной цене продают, это демпинг, когда это бизнес делается -для привлечение и перетягивание к себе клиентов, затем цены постепенно повышаются, ну а когда в нашем, рукотворном деле, просто те, кто живёт лишь этим ( как я) терпят неудачу, т. к я понимаю, что я дешевле ну никак не могу, если хочу действительно этим заниматься, а не просто получить пару заказов на выходные между учёбой ... но разве ко мне, например, пойдут, если полно тех, кто готов сделать подобное практически за так.
      Вот говоришь - работы день. Если ты (можно я на ты?) готова работать день за 200 руб - пожалуйста, твоё дело, я бы, например, за 8 часов работы меньше 800 руб. не взяла бы, опять же, если не круто сложно и кропотливо. Я, например, и зрение теряю, и суставы на кистях болят, однажды так ножницами наработалась, что нерв воспалился на большом пальце, теперь только ножницы возьму - бьёт по нерву. Поэтому лично я не буду выполнять сложную работу, где мм в мм, а очень скрупулёзно ко всему отношусь, меньше чем за 100 руб в час. Я жуткий перфекционист. Поэтому стараюсь очень, и энергетически затрачиваюсь. ))
      Раньше тоже шла по логике, а возьмут ли за столько... но пришла к выводу, что так нельзя. ДЕло их, хотят, пусть заказывают, нет - я не умру. Папой Карло быть не хочется. Я решила себя оберегать, чтобы мне хотелось творить, чтобы не приелось, чтобы не устать. У меня столько клиентов, что я летом солнышка не видела. А ради чего? Я тружусь целый год, но если посчитать, сколько же в месяц выходит - ух.. лучше не говорить, это каторжный труд. Опять же готовую работу могу очень за мало отдать, но чаще дарю. А когда поступаю, как ты, то всегда оговариваю, что реальная стоимость - такая-то, но я делаю скидку, т к мне самой это надо. Главное не перегореть. Когда клиентов мало, тебе приносит удовлетворение каждый заказ, ведь это здорово, когда к тебе обращаются, когда ты делаешь кому-то приятное, но когда заказов много, честно, устаёшь, надоедает, хочется делать то, что тебе нравится, а не то, что заказывают...
      МногобукФФ - это здорово! Я сама такая )) Наверное, сумбур полный написала ☺. Насчёт потенциальных клиентов - дай Бог. Вобщем, каждый выбирает сам, сколько он стоит, но если речь идёт действительно о маломальском заработке, то надо учитывать всё.

      Удалить
  7. Полностью согласна - на ярмарке всё идёт за бесценок. Ужас какой то. Совсем себя не ценят, или скорее не понимают что к чему. Мне мой муж говорит, что это студентки, они любой денежке рады. А что заработать на скрапе - нельзя известно давно. Всё раньше считалось, что на свадебном скрапе заработать можно, гдето я читала в начале своего пути. Да не фига. так, заказы раз от разу. Цену назначаешь нереально заниженную, так как такие вот вокруг цены, а клиента хочется. Получается - работа почти задарма. Я вот вырубку пробовала продавать. Да и она нерентабельна. машинка из строя выходит, ножи, пластины. Да и время это оказывается. Теперь не продаю. И цену открытке и альбому с вырубкой знаю.

    ОтветитьУдалить
  8. согласна, не заработать, это хобби и отдых от основной работы, а у многих от домашней работы.
    если нет инвестора, массовости изделий и множества точек продаж, то это хобби. а сейчас еще и время такое экономически забавное, что инвестору легче в продуктовую сферу вложиться, чем в бизнес по оформлению свадебных торжеств, например.

    ОтветитьУдалить

Буду благодарна, если вы оставите свой комментарий!