Сегодня мы познакомимся с Петриковской росписью. В ближайшем будущем перейдём к урокам.
Фрагменты из книги "Мистецтво петриківського розпису" (на русском и украинском языках)
Автор: Харченко Елена Владимировна. Мастер декоративно-прикладного искусства, член НСМНМУ
" Роспись по дереву - очень увлекательное дело: и творить приятно, и полезная вещь в доме или сувенир для подарка.
Я пользуюсь обычно лаком ПФ-283, мне он больше всего нравится. Краски акриловые или яичная темпера (акварель на желтке яйца), можно добавлять и разбавленный клей ПВА.
Такую простую композицию можно использовать для поздравительной открытки.
В рисовании цветка используется переходный мазок: сначала на круглую кисть набирается более светлый тон, а затем самый кончик погружается в краску более темного тона. Начинается мазок вестись с кончика кисти (точки) и затем, нажимая к середине все больше и уменьшая к окончанию мазка, снова выходим в точку. Такую процедуру надо проделать с каждым мазком (лепестком цветка или листика). При проведении мазка кисть можно поворачивать, наклонять по желанию в любую сторону. В краску (любую, но по бумаге лучше акварельную) обязательно следует добавить какой-либо наполнитель : желток яйца или клей ПВА С желтком роспись будет ярче и красивее.
Я пользуюсь обычно лаком ПФ-283, мне он больше всего нравится. Краски акриловые или яичная темпера (акварель на желтке яйца), можно добавлять и разбавленный клей ПВА.
Такую простую композицию можно использовать для поздравительной открытки.
В рисовании цветка используется переходный мазок: сначала на круглую кисть набирается более светлый тон, а затем самый кончик погружается в краску более темного тона. Начинается мазок вестись с кончика кисти (точки) и затем, нажимая к середине все больше и уменьшая к окончанию мазка, снова выходим в точку. Такую процедуру надо проделать с каждым мазком (лепестком цветка или листика). При проведении мазка кисть можно поворачивать, наклонять по желанию в любую сторону. В краску (любую, но по бумаге лучше акварельную) обязательно следует добавить какой-либо наполнитель : желток яйца или клей ПВА С желтком роспись будет ярче и красивее.
Чтобы приготовить желтковую эмульсию, надо отделить желток от яйца, покатать его в ладонях, чтобы убрать остатки белка, проколоть мешочек и вылить содержимое в баночку, затем добавить немного ( 1 столовую ложку) охлажденной кипяченой воды и 1/2 чайной ложки уксуса. Хранить смесь в холодильнике.
Перышки на грудке птицы процарапаны по влажной краске острым концом древка кисти, ягоды выполнены при помощи пипетки. Надо резиновую часть пипетки снять и надеть на противоположный конец почти до упора, оставив небольшую часть. Ее погружаем в краску и делаем отпечаток, слегка нажимая. А травку и былинки выполняем при помощи самой волшебной кисточки, сделанной из кошачьей шерсти.
Перышки на грудке птицы процарапаны по влажной краске острым концом древка кисти, ягоды выполнены при помощи пипетки. Надо резиновую часть пипетки снять и надеть на противоположный конец почти до упора, оставив небольшую часть. Ее погружаем в краску и делаем отпечаток, слегка нажимая. А травку и былинки выполняем при помощи самой волшебной кисточки, сделанной из кошачьей шерсти.
Петриковская роспись потеряла бы всю свою оригинальность, если бы в ней не использовались мазки, выполненные кисточкой из кошачьей шерсти. Ниже я привожу отрывки из своей неопубликованной книги (учебно-методическое пособие) о том, как изготовить такую кисточку и какие основные мазки надо научиться делать.
Дополнительно к сказанному хочу дать еще такие советы:
1.Шерсть подходит только от обыкновенной короткошерстной кошки.
2. Необходимо аккуратно срезать 2-3 пучка шерсти как можно ближе к коже.
3. Не перепутав местами концы пучков, сложить их веером и, смазав клеем ПВА круглую лучше деревянную палочку диаметром 2-3 мм, обмотать вокруг нее рвномерно шерсть на расстоянии 1,5 - 2 см от конца и привязать ее крепкой нитью, виток к витку. Сделав прочный узел, лишние концы нити обрезать.
4. Место крепления кисти смазать также клеем ПВА.
5. Дать кисти высохнуть. Затем обычной швейной иглой выбрать лишний пух, смочить кисть и посмотреть на получившуюся форму. Если отдельные волосинки окажутся намного длиннее основной массы, то их можно аккуратно вытянуть из кисти, но ни в коем случае не обрезать. Кисть по форме должна напоминать семечко фруктов (яблока,например).
Вывод: Сделать удачную кисточку не так просто, здесь нужен опыт и отчасти везение. В процессе использования кисть будет улучшать свое качество, так как волосинки притрутся и примут нужную форму. Кисть необходимо мыть с мылом и хранить рабочей частью вверх (никогда надолго не оставлять в емкости с водой шерстью вниз, от этого кисть очень скоро может потерять нужную форму). Вообще же эта кисточка довольно долговечная, и мастера ее очень любят и ценят.
Дополнительно к сказанному хочу дать еще такие советы:
1.Шерсть подходит только от обыкновенной короткошерстной кошки.
2. Необходимо аккуратно срезать 2-3 пучка шерсти как можно ближе к коже.
3. Не перепутав местами концы пучков, сложить их веером и, смазав клеем ПВА круглую лучше деревянную палочку диаметром 2-3 мм, обмотать вокруг нее рвномерно шерсть на расстоянии 1,5 - 2 см от конца и привязать ее крепкой нитью, виток к витку. Сделав прочный узел, лишние концы нити обрезать.
4. Место крепления кисти смазать также клеем ПВА.
5. Дать кисти высохнуть. Затем обычной швейной иглой выбрать лишний пух, смочить кисть и посмотреть на получившуюся форму. Если отдельные волосинки окажутся намного длиннее основной массы, то их можно аккуратно вытянуть из кисти, но ни в коем случае не обрезать. Кисть по форме должна напоминать семечко фруктов (яблока,например).
Вывод: Сделать удачную кисточку не так просто, здесь нужен опыт и отчасти везение. В процессе использования кисть будет улучшать свое качество, так как волосинки притрутся и примут нужную форму. Кисть необходимо мыть с мылом и хранить рабочей частью вверх (никогда надолго не оставлять в емкости с водой шерстью вниз, от этого кисть очень скоро может потерять нужную форму). Вообще же эта кисточка довольно долговечная, и мастера ее очень любят и ценят.
При помощи волшебной "кошачки" можно рисовать все; цветы, листья, траву, колоски, практически все из растительного и животного мира.
К инструментам, используемым при выполнении петриковской росписи, относятся :
круглые кисти разных размеров,
кисти из кошачьей шерсти (кошачки) разных размеров,
резиновая соска,
пипетка,
стебель рогоза
пальцы рук.
При помощи пальцев (или соски) могут быть выполнены ягоды, лепестки цветов и даже листья.
В приготовленную темперу (на яйце или клее ПВА) погружают палец руки ( любой удобный, обычно это указательный) и небольшим вращательным движением придают ягоде правильную округлую форму, а затем слегка прижимают палец или соску к бумаге и аккуратно отпускают. Оттиск ягоды получается более светлым внутри ( просвечивает белый фон бумаги) и более темным по краям, что придает изображению объем.
круглые кисти разных размеров,
кисти из кошачьей шерсти (кошачки) разных размеров,
резиновая соска,
пипетка,
стебель рогоза
пальцы рук.
При помощи пальцев (или соски) могут быть выполнены ягоды, лепестки цветов и даже листья.
В приготовленную темперу (на яйце или клее ПВА) погружают палец руки ( любой удобный, обычно это указательный) и небольшим вращательным движением придают ягоде правильную округлую форму, а затем слегка прижимают палец или соску к бумаге и аккуратно отпускают. Оттиск ягоды получается более светлым внутри ( просвечивает белый фон бумаги) и более темным по краям, что придает изображению объем.
Для создания объёма выполняется подмалевок, то есть предварительное закрашивание внутренней части цветка каким-либо тоном.
Если роспись выполняется по белому фону, подмалевок может быть, например, желтым.Этот цвет делает изображение как бы светящимся изнутри. Лепестки цветка должны полностью перекрыть подмалевок.
Если фон, на котором выполняется роспись, цветной, особенно если он черный, то необходимо выполнить подмалевок белым цветом, практически расписать все белилами, а затем сверху наносить задуманный цвет. В противном случае роспись как бы провалится в темноту, погаснет, станет грязной и непривлекательной. И наоборот, если умело использовать подмалевок, то все цвета заиграют на черном фоне,роспись станет очень выразительной.
Само собой разумеется, что подмалевку надо дать хорошо просохнуть, прежде чем поверх него наносить мазки другого цвета.
Вообще хотелось бы отметить, что в росписи следует избегать наложения одной краски поверх другой, за исключением подмалевка. Мастер должен так владеть мазком, чтобы выполнять его безошибочно один раз.
Старые петриковские мастера, как правило, рисовали без предварительного рисунка карандашом. Просто схемы композиций были настолько традиционными, устоявшимися, элементы, из которых состоял рисунок, были настолько отработанными, что художница вынашивала замысел будущей работы в голове, а потом сразу переносила его на стену дома, или на лист бумаги, или на подготовленную деревянную поверхность. Работали старые мастера, по воспоминаниям очевидцев, очень быстро, и это напоминало какое-то волшебство. Зрители не могли оторвать глаз от работы, которая рождалась у них на глазах.
Если говорить о цвете, то преобладала теплая цветовая гамма. И только ближе к нашему времени мастера разнообразили палитру и стали рисовать в холодной гамме тоже.
Если роспись выполняется по белому фону, подмалевок может быть, например, желтым.Этот цвет делает изображение как бы светящимся изнутри. Лепестки цветка должны полностью перекрыть подмалевок.
Если фон, на котором выполняется роспись, цветной, особенно если он черный, то необходимо выполнить подмалевок белым цветом, практически расписать все белилами, а затем сверху наносить задуманный цвет. В противном случае роспись как бы провалится в темноту, погаснет, станет грязной и непривлекательной. И наоборот, если умело использовать подмалевок, то все цвета заиграют на черном фоне,роспись станет очень выразительной.
Само собой разумеется, что подмалевку надо дать хорошо просохнуть, прежде чем поверх него наносить мазки другого цвета.
Вообще хотелось бы отметить, что в росписи следует избегать наложения одной краски поверх другой, за исключением подмалевка. Мастер должен так владеть мазком, чтобы выполнять его безошибочно один раз.
Старые петриковские мастера, как правило, рисовали без предварительного рисунка карандашом. Просто схемы композиций были настолько традиционными, устоявшимися, элементы, из которых состоял рисунок, были настолько отработанными, что художница вынашивала замысел будущей работы в голове, а потом сразу переносила его на стену дома, или на лист бумаги, или на подготовленную деревянную поверхность. Работали старые мастера, по воспоминаниям очевидцев, очень быстро, и это напоминало какое-то волшебство. Зрители не могли оторвать глаз от работы, которая рождалась у них на глазах.
Если говорить о цвете, то преобладала теплая цветовая гамма. И только ближе к нашему времени мастера разнообразили палитру и стали рисовать в холодной гамме тоже.
Традиционные цветы в петриковской росписи называются "цыбулька" ( луковичка) и кучерявка. Они представляют собой не какое-то реальное растение, а являются стилизованной формой, элементы которой могут напоминать цветы пиона, георгина, тюльпана, майора, хризантемы, астры или какого-либо полевого цветка.
Цыбулька может быть выполнена как круглой кистью, так и кошачьей. Напоминает такой цветок по форме луковичку, то плотно закрытую с симметрично расположенными лепестками , то наполовину раскрытую с серединкой самой разной формы .
В цыбульке обычно делается в середине цветка более светлый подмалевок для создания объема. Используются обязательно переходные мазки, в которых цвет плавно перетекает из одного тона в другой . В середине цветка они короче и прямее, а по бокам длиннее и изогнуты к середине. Нижние лепестки отходят в сторону, создавая раскрытость.
В петриковской росписи на одной ветке могут располагаться цветы разного цвета, в разных ракурсах и фазах динамичности лепестков и даже разной формы. И такое сказочное изображение воспринимается зрителем как единое и абсолютно реальное гармоническое целое.
Листья в петриковской росписи очень разнообразны, как и в природе, но не натуралистичны, а декоративны. Различаются они по форме, цветовой гамме, способам выполнения и "оживления". Под "оживлением" понимается оформление листка или цветка более мелкими деталями, то есть его украшение, доведение декоративности до совершенства. Здесь есть каноны, но каждый мастер может применить свой прием оживления деталей рисунка.
Известны три основных вида листьев.
Многозубчатый овально-удлиненной формы.
Кленовый или виноградный лист.
Лист папоротника (акантовый).
Первый вид является наиболее распространенным.
Выполняется он следующим образом : на круглую кисть набирается 2 оттенка или цвета и проводится центральный удлиненный мазок ( его направление зависит от места в композиции). Этот мазок может быть прямым или с поворотом, как в нашем примере. Последующие (также переходные) мазки рисуются поочередно с одной и другой стороны, придавая изображению форму листка. Середина его, как видно, оживлена более темным цветом при помощи кошачьей кисточки.
Другой очень распространенный прием оживления - процарапывание центрального контрастного мазка острым концом древка кисти или чем-нибудь другим (деревянной зубочисткой, например)
Известны три основных вида листьев.
Многозубчатый овально-удлиненной формы.
Кленовый или виноградный лист.
Лист папоротника (акантовый).
Первый вид является наиболее распространенным.
Выполняется он следующим образом : на круглую кисть набирается 2 оттенка или цвета и проводится центральный удлиненный мазок ( его направление зависит от места в композиции). Этот мазок может быть прямым или с поворотом, как в нашем примере. Последующие (также переходные) мазки рисуются поочередно с одной и другой стороны, придавая изображению форму листка. Середина его, как видно, оживлена более темным цветом при помощи кошачьей кисточки.
Другой очень распространенный прием оживления - процарапывание центрального контрастного мазка острым концом древка кисти или чем-нибудь другим (деревянной зубочисткой, например)
Кленовые или виноградные листья по своему построению сложнее. Они состоят из трех почти одинаковых частей - трезубчатой центральной верхушки и двух боковых.
В нашем примере лист построен по такому же принципу, но состоит из большего числа фрагментов. Оживлен темно-красным центральным мазком.
Акантовый лист обычно выполняется мазками кошачки. Эти листья воздушные, летящие, кажется, что они колышутся при дуновении ветерка.
В нашем примере лист построен по такому же принципу, но состоит из большего числа фрагментов. Оживлен темно-красным центральным мазком.
Акантовый лист обычно выполняется мазками кошачки. Эти листья воздушные, летящие, кажется, что они колышутся при дуновении ветерка.
Кроме листьев, цветочные композиции обычно украшаются травинками, колосками, бутонами и другими более мелкими растительными мотивами.
Неповторимо красочная техника петриковской росписи дает возможность создавать фантастические образы представителей мира животных и птиц. В трактовке их изображений прослеживается непосредственная органическая связь с растительным орнаментом, что создает определенное стилистическое единство.
В интерьере сельских хат конца 19 - начала 20 столетий на Украине рисовали коней или птиц (чаще голубей). Причем эти птицы или животные должны были обязательно смотреть друг на друга, чтобы в семье всегда был лад.
В 40 - 50 годах 20 ст. в орнаментальных композициях петриковских мастеров появляютя птицы - как фантастические, так и реальные: павлин, фазан, лебедь, петух, кукушка и др.
Изображение птицы часто размещается в центре композиции, как в нашем примере работы художницы В.Карпец. Цветы, листья, ягоды, колосья, травинки изображаются вокруг, уравновешивая композицию. Над головами птиц должно оставаться свободное пространство, поэтому цветы или вообще отсутствуют, или изображаются меньшими по размеру и более легкими по цвету.
В интерьере сельских хат конца 19 - начала 20 столетий на Украине рисовали коней или птиц (чаще голубей). Причем эти птицы или животные должны были обязательно смотреть друг на друга, чтобы в семье всегда был лад.
В 40 - 50 годах 20 ст. в орнаментальных композициях петриковских мастеров появляютя птицы - как фантастические, так и реальные: павлин, фазан, лебедь, петух, кукушка и др.
Изображение птицы часто размещается в центре композиции, как в нашем примере работы художницы В.Карпец. Цветы, листья, ягоды, колосья, травинки изображаются вокруг, уравновешивая композицию. Над головами птиц должно оставаться свободное пространство, поэтому цветы или вообще отсутствуют, или изображаются меньшими по размеру и более легкими по цвету.
Самые любимые птицы петриковских мастеров - кукушка, петух и фантастическая птица.
От себя добавлю, что нередко
в одной птице можно разглядеть
и кукушку, и петуха, и павлина.
Одним словом - фантазийные птицы.
Необходимо отметить, что средства изображения всех без исключения представителей фауны те же, что используются при рисовании растительных элементов :гребень на голове птицы выглядит как полураскрывшийся цветок или листок, крылья - как ассиметричные луковички, в хвосте буйствуют цветы и листья, разбросаны гроздья ягод, туловище расписано тоже по-петриковски.
Бабочки и другие насекомые настолько близко стилизованы под растительные элементы, что их не так просто рассмотреть на общем фоне рисунка.
Бабочки и другие насекомые настолько близко стилизованы под растительные элементы, что их не так просто рассмотреть на общем фоне рисунка.
Композиция.
Одним из основных законов композиции петриковского рисунка является его целостность.Такому восприятию помогает применение определенных правил, приемов и средств, в частности, таких : каждая композиция должна быть уравновешена в заполнении листа крупными и мелкими деталями, цветовыми пятнами, которые в петриковской росписи традиционно являются контрастными, наблюдается уравновешенная симметрия или асимметрия.
Действуют также законы типизации и контрастов. Типизация проявляется в том, что через характерный растительный элемент, благодаря его стилизации, передается типичное и общее в изображении флоры и фауны. Закон контрастов прослеживается через контрасты величин (наиболее крупные элементы располагаются в композиционном центре, а мелкие - по краям), через цветовые контрасты теплых и холодных цветов (красного и зеленого, синего и оранжевого и др.), через контрасты объема и плоскости (переходный мазок, просвечивание белого цвета основы, блики создают некоторую объемность отдельных элементов на фоне плоскостного решения композиции в целом).
Кроме законов, подчиняясь им, действуют также определенные правила композиции. Наиболее важными среди них являются правила передачи ритма, симметрии или асимметрии, выделения композиционного центра.
Ярким примером передачи ритма в росписи являетяся композиционная схема " бегунец", иначе - "фриз" Бегунец образует ленточный орнамент, в котором основные элементы ритмически повторяются. По такой схеме создавались наиболее давние композиции настенных росписей. В создании жилищного интерьера схема "бегунец" использовалась очень широко : украшала печь, потолок, места вокруг окон и дверей, в межоконных простенках.
В современном петриковском рисовании ленточный орнамент часто является дополнением к схеме "вазон", "букет", "ковер" и др.
Ярким примером передачи ритма в росписи являетяся композиционная схема " бегунец", иначе - "фриз" Бегунец образует ленточный орнамент, в котором основные элементы ритмически повторяются. По такой схеме создавались наиболее давние композиции настенных росписей. В создании жилищного интерьера схема "бегунец" использовалась очень широко : украшала печь, потолок, места вокруг окон и дверей, в межоконных простенках.
В современном петриковском рисовании ленточный орнамент часто является дополнением к схеме "вазон", "букет", "ковер" и др.
Рекомендации. Рисование бегунца надо начинать с выполнения основных элементов композиции (цветов, листьев), располагая их на одинаковом расстоянии друг от друга и разворачивая каждый раз в противоположную сторону. После этого основные элементы соединяются между собой волнистой линией и мелкими деталями (бутонами, травинками, колосками и др.).
В основе большинства ранних композиционных схем петриковской росписи - симметричный узор, который передает состояние относительного покоя Однако надо обратить внимание на то, что симметричность построения касается лишь общих контуров рисунка, а не зеркального отражения его деталей вокруг вертикали или горизонтали. Это не абсолютная, а, по сути, относительная симметрия ( в росписи добиться абсолютной симметрии практически невозможно).
Асимметрично уравновешенная композиция. Она также является типичной ( а в наше время наиболее распространенной) для петриковского рисунка.
В асимметричных (следовательно, более подвижных) композициях равновесие достигается разными приемами:введением пространственных пауз, контрастом изображаемых форм по размеру, цвету, тону и др.
В асимметричных (следовательно, более подвижных) композициях равновесие достигается разными приемами:введением пространственных пауз, контрастом изображаемых форм по размеру, цвету, тону и др.
Самобытность петриковской росписи в наибольшей степени выражается при помощи особых приемов и средств, которые длительное время формировались в петриковском центре.
К этим приемам обычно относят направление размещения элементов рисунка : вертикальное, горизонтальное, диагональное, по схеме восьмерки и др.; геометрическая форма, в которой размещена композиция ( круг, квадрат, овал, прямоугольник), а также традиционное формально-сюжетное решение композиции ("бегунец", "цветок"(укр. "квітка"), "ветка", "букет", "вазон", "ковер", "пейзаж","жанровая композиция".
К этим приемам обычно относят направление размещения элементов рисунка : вертикальное, горизонтальное, диагональное, по схеме восьмерки и др.; геометрическая форма, в которой размещена композиция ( круг, квадрат, овал, прямоугольник), а также традиционное формально-сюжетное решение композиции ("бегунец", "цветок"(укр. "квітка"), "ветка", "букет", "вазон", "ковер", "пейзаж","жанровая композиция".
Построение композиции по схеме восьмерки стало популярно в 60 -70 годы 20 столетия.
Начиная от основы стебля, снизу вверх, растительные формы уменьшаются, как будто в линейной перспективе. Это придает композиции особенную устойчивость и равновесие.
Начиная от основы стебля, снизу вверх, растительные формы уменьшаются, как будто в линейной перспективе. Это придает композиции особенную устойчивость и равновесие.
Рассмотрим наиболее распространенные схемы петриковской росписи.
К ним относятся "цветок", "вазон", "букет", "ветка", "ковер", "пейзаж", "жанровая композиция", "бегунец" ("фриз").
Мы не ошибемся, если скажем, что самой распространенной и самой любимой схемой мастеров всех поколений является "цветок".
В настенной росписи изначально всегда преобладал растительный цветочный орнамент. Вот как об этом пишет один из основателей петриковского центра Александр Статива: "Настенные росписи в селе Петриковка выполняют почти исключительно женщины. Работа начинается с того, что рисуют самые крупные цветы, потом соединяют их ветками и листьями, далее равномерно заполняют пространство более мелкими цветами, бутонами и листочками. Работают петриковские художники очень быстро, стремясь прежде всего к созданию декоративных красочных пятен. Над всем господствует тяга к колористической гамме...Самое большое внимание уделяют оформлению "зеркала" (центральной части) печи, где размещают большие цветы..."
Превратившись из элемента настенной ромписи в самостоятельную декоративную композицию, "цветок" не утратил своих первичных признаков, а именно: на одном стебле могут быть размещены 2 или 3 разных цветка с листьями, бутонами, гроздьями ягод. Цветы часто бывают разного цвета и формы, а листья могут быть даже "заимствованы" у другого растения. При этом, как мы уже отмечали, существует совершенная согласованность в цветовой гамме. Полностью сказочная композиция воспринимается как абсолютно реальное целое.
К ним относятся "цветок", "вазон", "букет", "ветка", "ковер", "пейзаж", "жанровая композиция", "бегунец" ("фриз").
Мы не ошибемся, если скажем, что самой распространенной и самой любимой схемой мастеров всех поколений является "цветок".
В настенной росписи изначально всегда преобладал растительный цветочный орнамент. Вот как об этом пишет один из основателей петриковского центра Александр Статива: "Настенные росписи в селе Петриковка выполняют почти исключительно женщины. Работа начинается с того, что рисуют самые крупные цветы, потом соединяют их ветками и листьями, далее равномерно заполняют пространство более мелкими цветами, бутонами и листочками. Работают петриковские художники очень быстро, стремясь прежде всего к созданию декоративных красочных пятен. Над всем господствует тяга к колористической гамме...Самое большое внимание уделяют оформлению "зеркала" (центральной части) печи, где размещают большие цветы..."
Превратившись из элемента настенной ромписи в самостоятельную декоративную композицию, "цветок" не утратил своих первичных признаков, а именно: на одном стебле могут быть размещены 2 или 3 разных цветка с листьями, бутонами, гроздьями ягод. Цветы часто бывают разного цвета и формы, а листья могут быть даже "заимствованы" у другого растения. При этом, как мы уже отмечали, существует совершенная согласованность в цветовой гамме. Полностью сказочная композиция воспринимается как абсолютно реальное целое.
Самой известной исполнительницей композиционной схемы "цветок" была художница Пелагея Глущенко.
Композиционная схема "букет" также любима петриковскими мастерами. Она включает два-три переплетенных стебля с расположенными на них цветами, бутонами, листьями, ягодами, колосками, травинками и т.д., то есть все то, что обычно составляет букет.
Композиционная схема "вазон" была характерна для мастеров старшего поколения. Это универсальный мотив растительного ( часто растительно-геометрического) орнамента многих народов. "Вазон", как считают исследователи, - это космологическая знаковая система мироустройства, универсальный образ одухотворенной, подчиненной человеку природы, своеобразный религиозный символ. Симметричность "вазона", равновесие в расположении элементов указывают на следы древневосточного культа священного дерева и его изображений. Связь "вазона" с сюжетом "Мирового дерева (древа)" подтверждается силуэтным изображением птиц в его кроне или возле основания ствола. "Вазон" распространен в настенных росписях, в орнаментах вышивки, в керамике, рисунках пысанок, в вытынанках, резьбе и т. д. На территории Украины этот мотив известен с конца 18 столетия.
Еще одна интересная композиционная схема, которую любили рисовать мастера старшего и среднего поколения, имеет условное название "килим" ("ковер"). Подобно вытканному или вышитому ковру, в таких композициях расположение элементов строится в восходящем или нисходящем порядке.
Изображение декоративного пейзажа
в петриковском рисовании имеет давние традиции. Многие художники обращались к этой композиционной схеме. Современные мастера продолжают традиции предшественников,внося в свои произведения самобытность и глубокую поэтичность.
Жанровая картина
Свое начало она берет от народной картинки, которую стала рисовать одной из первых художница Надежда Белоконь. Она изобрела свой собственный жанр, к которому часто обращалась - "Свадебный поезд" ( поездом на Украине называли невесту с женихом и всех гостей, которые отправлялись на свадьбу). "
Уроки в ближайшее время!
Комментариев нет :
Отправить комментарий
Буду благодарна, если вы оставите свой комментарий!